Легенды

Легенды и страшилки

Легенда о «женщине в белом»
(Излагается от имени Директора Центра десткого отдыха)

Много лет тому назад, когда у нас ещё не было ночных вожатых, где-то около 2-х ночи, на подходе к 3-му корпусу я вдруг услышал страшный крик. Кричало много людей, и крик этот доносился изнутри корпуса. Я кинулся внутрь, но входная дверь была, как обычно, закрыта. Пока я достучался, пока разобрались кто кричал (а кричали комнаты девочек, причем по очереди) прошло некоторое время. Девчонки сообщили мне, что проснулись от стука в окно, а когда они выглянули, то увидели «мёртвую голову с горящими глазами.» во всём белом. Обе комнаты сходились на этом практически один в один!

Мы кое- как уже к утру успокоили ребят. А сами стали думать, чьи это проделки? Наше расследование ни к чему не привело.

Весть о ночном происшествии облетела весь лагерь. И все девчонки без исключения, а в младших отрядах вообще все, со страхом ждали ночи! Надо ли говорить, что многие засобирались в Родительский день уехать от греха подальше. Короче в лагере поселился страх, не смотря на все наши красноречивые успокаивания.

Наконец лагерь с трудом угомонился, а мы списали это происшествие на местных детей. Дескать «попугать нас решили» за то, что мы накануне выпроводили нескольких с дискотеки, за плохое поведение.

На другой день, где- то примерно в то же время, я возвращался с обхода, и на подходе уже ко второму корпусу всё повторилось, но гораздо громче того, что было прошлой ночью. Только теперь крики шли из второго!

Учёный горьким опытом я кинулся не вовнутрь корпуса, а к обратной стороне, туда, где окна. Я успел вовремя. От окон девичьей спальни мелькнули две фигуры, а в руках у них мелькало, что- то белое. Догнать их не составило большого труда. Это… были наши мальчики из 5-го отряда. Их фамилии я называть не буду.. А почему, вы узнаете позже…

И только в гостиной я смог рассмотреть, что же они держали в руках…

Это была длинная палка с перекладиной наверху на конце, которой был водружён настоящий череп, и всё это было укутано наподобие фигуры белой простынёю. Внутри черепа было раздолбано отверстие и там стоял огарок свечи. Естественно мы начали разбираться откуда эта экзотика? И для чего всё это было проделано?

Ответ был «гениально» прост, мы решили «пошухерить»!

А за черепом ходили на местное кладбище, вокруг которого в это время копали трактором ров. Ковш трактора возле одинокой сосны, находящейся вообще то за территорией кладбища, выворотил из земли человеческие кости, и этот череп. Мальчишки мало того, что ушли самовольно за территорию, так ещё навели настоящую панику на весь лагерь с его помощью…

Этот случай с тех пор породил легенду «Женщине в белом», которая по ночам бродит по лагерю и стучит в окна. Легенда до сих пор, спустя много лет, самым немыслимым образом и в разных вариациях сохраняется в устном творчестве наших детей…

… После двух бессонных ночей я поначалу практически не уделил внимания этому черепу. И только на следующий день, придя в кабинет, вспомнил о нём и достал это сооружение из шкафа.

Освободив череп от простыней и свечки, рассмотрев его поближе, я буквально остолбенел. Такого я ещё не видел ни разу в жизни.

Во-первых череп был удивительно правильной округлой формы, во вторых у него были прекрасные ровные белоснежные зубы, выглядевшие как живые и целые все до единого. Но самое главное на голове сохранились блестящие, длинные заплетённые в косу ярко рыжие волосы. Видимо могила находилась в сухой песчаной почве (а так оно и оказалось) и кожа головы мумифицируясь, накрепко припечаталась к голове… Я, держа его на вытянутой руке как-то случайно расфокусировал взгляд и вдруг…

Вместо него я увидел прекрасное улыбающееся девичье лицо!

Это было удивительно!

Кто она? Почему её могила находится за пределами кладбища?

Сколько ей было лет? Когда она умерла и отчего?

Эти вопросы роились в моей голове не находя ясного ответа…

Улучив немного свободного времени, я обратился с этими вопросами к старожилам села Лисичкино, семье Чепенко. Дяде Леше и тёте Нине. И вот что они мне рассказали…

29

Легенда о Марьяне (Или одинокой сосне)
Много- много лет тому назад, а было это примерно в середине 19-го века, когда село Лисичкино, Аткарского уезда было родовой вотчиной князей Подъяпольских, а само село было процветающим, князь Пётр Сидорович, довольно долгое время не жил в селе. Вместо него поместьем командовал управляющий, имя которого не сохранилось.

В селе в то время была начальная школа для крестьян и шикарный Храм Вознесения Христова. Школу на свои средства построил и содержал просвещённый купец П.П.Козлов, у которого был единственный сын и продолжатель дела отца. А храм строил на свои деньги Подъяпольский.

Козлов, как и князь, был очень неординарной личностью. Если силами нескольких поколений Подъяпольских был создан знаменитый Лисичкинский дендропарк, где акклиматизировались южные породы деревьев, то Козлов, задался целью выращивать в нашем климатическом поясе уж совсем южное растение… Рис!

Он создал возле своей усадьбы, что находилась на другом конце деревни рисовые поля. Так называемые «чеки» (они до сих пор существуют, и по весне заполняются водой). Но дело не в этом. Мы отвлеклись…

В усадьбе Подъяпольских, в семье прислуги была дочь, юная девушка яркой внешности по имени Марьяна. Во время отсутствия князя управляющий положил глаз на девушку и всячески склонял её к сожительству с ним. Марьяна была очень гордой особой и, кроме того, она любила единственного сына Козловых (имя его затеряно) Эта любовь была взаимной, и все шло к свадьбе. Узнав об этом, Управляющий задумал устранить соперника и подстроил так, что парня забрали служить в армию. А служили в то время аж 30 лет!

Это был сильный удар для девушки… Но она поклялась ждать парня сколько потребуется, хоть всю жизнь. Прошло ещё два года, и вдруг на юношу из армии пришла похоронка. «Погиб, защищая южные рубежи Отечества». Горю, девушки не было предела. А управляющий, обрадовавшись, тому, что соперника не стало, усилил давление на Марьяну.

Поняв, что жизни не будет, Марьяна наложила на себя руки.

Она повесилась. И было ей в ту пору 19 лет. Она была христианка, а по законам этой веры, наложившие на себя руки, совершают величайший грех перед Богом. Их нельзя отпевать в церкви как это принято при похоронах, нельзя хоронить на общем кладбище. И нельзя ставить на могиле крест. Таких людей хоронят за пределами кладбища. А не отпетые и непрощённые души их, становятся «мытарями», они навечно застревают между небом и землёй, вечно в полном одиночестве ищут успокоения и не находят его. Именно такие души могут сильно навредить живущим на земле, какими бы они хорошими не были при жизни. Вот и Марьяна была похоронена за пределами кладбища, а на её могиле посадили маленькую сосенку.

Ту самую, которую хорошо видно теперь из лагеря и которую дети называют Ведьминой. Теперь она очень даже большая!

Наши дети между собой сочиняют небылицы о том, что на этой сосне повесилась ведьма. Что было на самом деле, вы теперь знаете сами.

Быль «О возмездии»

Наверное, многие знают, а кто — то и понял самостоятельно, что любое зло, совершенное человеком к нему же и возвращается. Но только усиленное в несколько раз.

Это закон природы называемый «Возмездием» или «законом бумеранга». Люди разумные и знающие его стараются жить по принципу: « Не делай другому того, что не хочешь себе» Зло всегда множит зло, но в геометрической прогрессии. Да вы вспомните сами…

Ты обозвал кого-то, а что в ответ? Хорошо если и тебя только обзовут, а могут и по шее надавать, что мало не покажется!

А тебе это будет обидно? «Подумаешь его обозвали… Но не били же? А он чего?» И вы зовете на помощь друзей для отомщения… Так? Отомстили и уходите с гордо поднятой головой: «Вон как мы ему! Будет теперь знать!» А он чего?

Ему ведь тоже обидно?

Он собирает ватагу вдвое больше и уже идёт войной на тебя и твоих друзей. Теперь уже достаётся всем. И всем становится обидно.

И уже все стараются найти ещё более могучих заступников…

В этой разрастающейся войне уже просто забывается из-за чего всё началось… Всего-то из-за того, что кто-то, когда-то, оказался несдержанным на язык.

Нельзя, как многие знают, пренебрегать заветами предков и нормами морали. Нельзя обижать слабого. Нельзя обижать зелёных друзей.

Нельзя врать, воровать, материться… Всё это грехи, за которые рано или поздно придется рассчитываться. И уж совсем страшный грех надругаться над могилами и телами усопших… Особенно это опасно, если могила эта самоубийцы!

Помните, я говорил, что не могу назвать фамилии мальчишек, которые надругались над головой Марьяны? Я не смогу сделать это и сейчас. Ибо о мертвых или хорошее, или ничего!

Осенью того же года спустя всего месяц после лагеря оба мальчишки практически одновременно погибли страшной смертью. И назвать это простым совпадением трудно.

Одного насмерть задавила машина, а другого забил до смерти хозяин автомобиля, поймавший нашего «героя» когда он пытался её угнать. Духи мёртвых наказывают иногда живых за их дерзости.

Вот так мятежный дух Марьяны жестоко отомстил ребятам за измывательство над Черепом.

Ну а мы сразу же после того памятного происшествия перезахоронили бренные кости Марьяны вместе с её красивым черепом и ярко рыжей косой. Я хорошо помню её прощальную «улыбку», которая оказалась для некоторых из нас зловещей.. прежде чем череп скрылся под землёй.

63

Думы о жизни, на ночном кладбище!

Не секрет, что дети очень любят романтику, разные приключения и страшилки. И часто по глупости или недомыслию, как это произошло с теми двумя мальчишками, делают порой непоправимые ошибки.

Особенно им неймётся тогда, когда наступает ночь.

Недалеко от лагеря находится старинное деревенское кладбище.

Людей, которые переселились туда, теперь намного больше, чем живущих ныне в селе.

Непонятно почему, но детей тянет на кладбище с потрясающей силой. Наверное, просто не хватает острых ощущений.

Понятно, что, попав туда самостоятельно, что называется в самоволку, каждый старается показать, что ему совсем не страшно!

А потому готовы издеваться над любой могилой и любой фотографией умершего. Как умерить эту тягу? Как привить уважение к памяти умерших? К их могилам?

Есть такой тезис: «хочешь загубить дело — возглавь его!»

Вот и мы пошли этим путем. Когда становится невозможным заглушить в зародыше эту патологическую тягу попасть на кладбище…

Мы организуем после отбоя походы на это кладбище, но уже всем отрядом. Причем, зная, что такая возможность есть, дети записываются в очередь на эти походы. Так им хочется острых ощущений.

Но происходит всё совсем не так, как многие ожидают.

После отбоя отряд собирается в гостиной и, как правило, я начинаю разговор так:

«Вы просите отвести вас на кладбище? Так? Не рановато ли? Может, поживёте ещё немного? Однако шутки шутками, но поход на кладбище без уважительной причины, да ещё ночью, дело совсем не шуточное, а я бы даже сказал и не безопасное. Мертвые не любят когда живые бесцеремонно тревожат их покой без особой на то нужды. Не боитесь?»

Как правило, в ответ звучит далеко не уверенное «Не-е-ет!!!»

«Тогда слушайте. Если хотите, чтобы мёртвые на вас не обиделись, строго выполняйте всё, что я вам скажу!

Во-первых, становимся в колонну по два: мальчик с девочкой (это нужно для того, чтобы мальчики поддерживали девочек, когда им будет страшно).

Во-вторых, поскольку в лагере уже отбой, идем по территории как партизаны: тихими тенями. Всякий кто нарушит это условие даже совсем незначительно, тотчас будет возвращён в корпус. Ведь остальные дети не виноваты в том, что вам в голову приходят после отбоя сумасшедшие идеи…

В-третьих, когда будем идти по деревне в сторону кладбища, вести себя нужно даже ещё тише, чем в лагере, дабы местные не приняли нас за сумасшедших… Нарушители так же будут выбраковываться несчадно!

В четвёртых, как только мы подойдем к воротам кладбища, все молча по сигналу моей руки, останавливаются и прежде чем их открыть, защищают себя крестным знамением… Вот так! (показываю всем как это делается) Это делается три раза и после каждого поклон.

В четвертых, на самом кладбище, все даже идти стараются как мышки, дабы не нарушать покоя мертвых. И идут все строго за мной.

После такого мощного воздействия на самодисциплину и мужество ребят,- задаётся вопрос: « Ни кто не передумал пока ещё не поздно?»

Редко кто из детей отказывается от этой затеи, даже если раньше им уже приходилось бывать на подобных прогулках.

Как правило, они с честью выдерживают это суровое испытание, И ведут себя достойно независимо от того, как воспитаны и какой они веры. А цель? Она становится ясной только тогда, когда мы все оказываемся на кладбище и подходим к одной из могил.

Я тихонько приглашаю всех встать полукругом, включаю фонарик и направляю его на фото двух похороненных в этой могиле.

«Это супруги Чепенко, те самые, что рассказали мне когда-то историю о Марьяне. Это были одинокие люди. У них не было детей» — Именно об этом я и начинаю свой рассказ. — «Это были очень хорошие добрые люди, их уважали и любили многие из нашей округи. Дядя Лёша был пасечник, настоящий профессор своего дела. С каким знанием дела, с какой любовью он рассказывал о пчёлах, об «устройстве их государства». Он знал своё дело, в совершенстве, к нему приезжали на консультации не только со всей нашей области, но и с других районов России. Это был исключительно честный и порядочный человек.

Настоящий сельский интеллигент, обладающий удивительным чувством такта и исконной, какой-то глубинно народной мудростью. Каждое слово этого человека было очень весомо, и ценилось буквально на вес золота. Он всю жизнь и всегда кому-то помогал, причем абсолютно бескорыстно.

Они с тётей Ниной были великие труженики, не смотря на то, что им самим было, не так уж и много нужно. Они держали корову, свиней, кур, гусей, много пчел, имели свой огород и сад. Зачем им это? Пожилым и скромным в потреблении людям? Да затем что бы практически всё, что они зарабатывали тяжёлым трудом, можно было отдать нуждающимся. Он флягами отдавал мёд, целыми мешками картошку и прочее, совершенно чужим людям. И делал это не напоказ, а просто потому, что они в этом нуждались. Мы с дружили с ними, я помню как один раз зимой в лютый холод, я у видел у своего дома в 120 км. от Лисичкино маленький колёсный тракторишко, в не отапливаемой кабине, которого, сидел уже довольно больной в то время, дядя Лёша. А в кузове трактора стояла большая фляга с мёдом и укутанные ватными одеялами 2 мешка картошки. И всё это дядя Лёша привёз в Саратов только потому, что кто-то сказал ему о беде постигшей его дальних родственников, живущих, где-то на Ипподромной. Он никогда даже не видел их, и адреса тоже не знал.

Он ехал 6 часов с черепашьей скоростью, что бы разыскать их и помочь.

Вряд ли на Земле найдется хоть один абсолютно безгрешный человек. Но на то мы и люди что бы стремиться к совершенству.

Наверное, и дядя Лёша не был безгрешен, но количество добра сделанного им для людей наверняка многократно превышало зло, сделанное, когда-то по ошибке или нечаянно.

Дядя Лёша и тётя Нина погибли страшной смертью. Они заживо сгорели в собственном доме. И, наверное, своей мученической смертью в искупительном огне совершенно очистились от грехов.

Сгорело всё, что они наживали тяжким трудом в течении многих лет, доказывая тем самым, что материальное не вечно. Но осталось главное. Осталась добрая память о них. И можно сказать, что прожили они свою жизнь не напрасно.

Так давайте просто помолчим минуту в память об этих святых людях.

А теперь тихонько походите к могиле, что стоит рядом»!

И снова фонарик высвечивает лицо усопшего…

«Это Прянин Юрий. Ребята посмотрите внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке, просто глядя на его лицо?»

Ребята начинают тихо и сдержанно строить догадки о покойном в ключе моего предыдущего рассказа: «Хороший, добрый, отзывчивый и т. п.»

«Наверное, вы правы ребята! Он не был плохим человеком и воспитывал добро и терпимость в людях уже, самим своим существованием на этой Земле. Хотя лично делать добро ему вряд ли приходилось, просто потому, что он не мог отличить добро от зла.. Это был местный Юродивый. Если вы помните, на Руси издревле уважительно относились к юродивым, их звали «Убогими», что означало буквально: «Под защитой у бога» И что бы они ни делали, что бы ни говорили, смеяться над этим считалось тяжким грехом.

Глядя на этих блаженных, люди учились терпимости, признавали их законное право на существование, мирились с ними и помогали им, чем могли. Вот и Юра, живя в этой деревне, тем не менее, не был посмешищем для людей, предметом для издевательств и шуток, как это бывает иногда в вашем кругу, стоит вам только заметить, что человек отличается ото всех. Вместо того, чтобы постараться понять такого человека, а иногда и простить его, вы начинаете над ним издеваться и высмеивать. Юра просто прожил свою жизнь, возможно, так ни разу и не сделав сознательно ни одного доброго поступка.. Но ведь для чего-то он был послан Богом в этот мир? А не для того ли что бы учить нас, окружающих его, человеколюбию и доброте?

Как вы знаете в Москве на Красной площади, стоит величайшее творение рук человеческих, «Храм Василия Блаженного» и назван он и построен в честь древнего Юродивого Василия, устами которого как считали люди, « Глаголет истина» Он всегда и везде говорил только правду, не боясь за свою судьбу. Сказал он правду и жестокому царю Иоанну Грозному, о том что «руки у него по локоть в крови и плачет над его головой ангел-хранитель от безысходности, ибо искупить грехи царя нет никакой надежды».

И царь, убивший даже собственного сына, не посмел обидеть убогого.

Вот и наш Юра был местной совестью людей. А значит, и его жизнь прожита не зря. Давайте почтим его память молчанием!

А теперь пройдемте за мной чуть дальше».

И опять фонарик высвечивает лицо Усопшего. На этот раз, это совсем юный парень, которому едва исполнилось 20 лет.

Он в военной форме десантника. Красивое, спокойное лицо. Взгляд, уверенно смотрящий в будущее. И снова предположения о его доброте, том, что он погиб на войне и прочее…

«Это Кичемасов Дима, сын тёти Нины, что работает в нашем лагере сторожем. А его младшую сестрёнку Кристину вы часто видите на наших дискотеках. На самом деле он не воевал, и это фото было сделано сразу же после демобилизации. Он вырос на наших глазах и самом деле был хорошим, добрым парнем. Я помню, с какой гордостью в августе, сразу после демобилизации, он пришел на нашу дискотеку вот в этой самой форме. Казалось, служба окончена, и ещё вся жизнь впереди, но сначала нужно как следует отдохнуть. Погулять месяца 2-3… Гулянье, как это часто бывает в деревне, конечно, не обходится без выпивки, а где выпивка там и разборки кто круче. Вот и наш парень не избежал этого. Очередная выпивка закончилась поножовщиной, в которой Диме была нанесена смертельная рана его собутыльником. Был человек, и нет его!

Жизнь, обещавшая так много, закончена бесславно. Человек так и не успел оставить на земле свой добрый след. Он не успел ни полюбить, ни стать любимым. Он не посадил своего дерева, не родил сына, не построил дом!

Он просто лежит здесь, под нашими ногами и спит вечным сном! Для него всё закончилось, по сути, не успев начаться.

И всё это только лишь из-за глупого желания доказать таким образом свою значимость. Не трудом, не умом, не успехами в жизни, а «Умением пить», и кулаками… И тем не менее давайте помолчим над могилой этого парнишки.

… Перед вами пошли четыре жизни, каждый по-своему прожил их на этой Земле. Каждый был призван оставить добрую память о себе.

Кто-то успел это сделать и люди вспоминают о них только доброе, а кто-то нет… Мы не знаем что там «за углом», не знаем, сколько нам отпущено жизни. Так может не ждать? И уже сейчас жить по принципу: «Торопись делать добро?» Кто знает, что будет с каждым из нас завтра? Ведь можно и не успеть? Подумайте над этим ребята.

А сейчас тихо разворачиваемся и так же тихо идем обратно…»

Ребята, как-то особенно организованно, без единого звука покидают кладбище. И только за оградой слышен их облегчённый вздох.

«Прививка» против зла, сделана.

    Легенда о дружбе или вечно скорбящей ёлочке.

Когда то, много лет тому назад, на нашей « Алее дружбы», совсем не было деревьев. И это было печально!  Мы очень хотели посадить там  ёлочки, но саженцы стоили довольно дорого, а мы не могли их купить. Но, как известно, мечты сбываются.  Один из родителей, который как раз занимался разведением саженцев, предложил нам обмен: Вы мне путевку, а я вам свои ёлочки.

Мы с радостью согласились.  При этом нам сообщили, что эти ёлочки, как дети, те,  что росли рядышком, привыкают друг к другу. Их и сажать нужно именно так, кто с кем был рядом. А еще веточки, что смотрели на юг, так и должны быть сориентированы.  Для этого южные стороны деревцев  были помечены ленточками.  Конечно, мы обещали все именно так и сделать.

И вот, наконец, нам привезли крохотные, саженцы. Они были такие маленькие, такие беззащитные, что мы сразу же стали переживать, как бы их кто-то случайно не скосил вместе с травой. Мы сделали для них металлические оградки. Вместе с детьми поливали их, пропалывали, рыхлили землю. Все ребята переживали за наши ёлочки, и зимой довольно часто спрашивали меня: «Как там наши ёлочки? Их не поломает снегом? Они не замерзнут»?

Все наши завсегдатаи, приезжая снова, первым делом бежали на Аллейку, посмотреть насколько выросли Ёлочки. Так они вместе и росли: и ребята, и деревца.)))

Шло время, ёлочки, наконец, прижились, расправили веточки, и потихоньку вытягиваясь, стремились вверх. К тому времени, наши ребята,   конечно же, знали, что деревья, как и люди;   могут чувствовать, переживать, любить и страдать. Только сказать об этом не могут… Поэтому никому и в голову не приходило, как то обидеть деревца.

Но, как говорится в семье не без урода… Как то раз, к нам приехал один мальчик, который совершенно не хотел считаться с другими людьми.. Он всегда  делал все наперекор. Обижал маленьких, бросал мусор,  где попало, ругался плохими словами, брал без спроса чужие вещи, не давал спать ребятам ни днем, ни ночью. В общем, был очень гадким мальчишкой. И однажды он просто так из вредности, взял и сломал одну из ёлочек, причем прямо под корень.. Здесь же и бросил её погибать! Весь лагерь был в шоке!!!

Мы конечно исключили мальчишку из лагеря, родители заплатили компенсацию, но……..

Они не смогли компенсировать потерю для её  подружки, другой ёлочки, что росла рядом.!

Она сначала начала чахнуть, опускать веточки вниз.. Она грустила.  И, судя по всему, ей просто не хотелось жить без своей подружки.. Мы, конечно же, кинулись спасать её. Поливали, пропалывали, вскапывали приствольный круг, удобряли. Нам все же удалось с большим трудом выходить её, но от своей потери она так и не сумела оправиться..

И с тех пор, так и стоит с опущенной к земле маковкой, единственная из всех ёлочек… Кто хочет увидеть её, пойдите на Аллею, там она крайняя к клубу.  Та самая, рядом с которой место подружки — ёлочки давно пустует..

                                 О любви молодой яблоньки и клена.

Много- много лет тому назад, когда  на месте лагеря был фруктовый сад, а на месте линейки стоял огромный трехэтажный дом князей Подьяпольских, последнему из владельцев усадьбы  Николаю Павловичу , медику и большому любителю природы, пришлось наблюдать необычную картину.

Там где он посадил молодую яблоньку, прямо рядышком начал расти маленький клен, выросший самостоятельно. Как хороший хозяин, он решил выполоть самосад, но вместо того чтобы выбросить росток, пожалел его и пересадил за ограду усадьбы.. Саму же яблоньку прополол, прорыхлил, полил и забыл..

Через некоторое время он заметил, что яблонька, несмотря на уход, начала чахнуть. Так же как и маленький клен за оградой..

В то далекое время, люди ещё не знали, что растения тоже могут любить , дружить и страдать. Точно так же как  мы.  Поэтому Николай Павлович просто решил, что при пересадке он нечаянно повредил корни деревцев.   Стал  чаще поливать   и ему вроде бы удалось их спасти  но..  Они совсем не росли, были слабыми.  И тогда хозяин решил провести эксперимент.

В начале весны взял клен и привил его прямо на ветки яблоньки! Что- то будет? И, о чудо!!! Яблонька наконец зацвела!!

С тех самых пор, прошло много лет. Давно уже нет усадьбы Подьяпольских.. Дети бывшего хозяина разлетелись по всему миру, а та самая яблонька, став неразлучной с кленом, так и растут вместе, уже на территории  Центра, став одним деревом, доказывая , что любовь может творить чудеса.  Сейчас мы зовем это дерево клено-яблоней. Оно, до сих пор еще радует нас, служа примером любви и дружбы, которая  тянется чрез года. Это дерево стоит напротив, недалеко от грустящей ёлочки. Берегите эти деревья!!

Приобрести путевку..